Встреча с историей «Свидетель боевой славы: памятники Минину и Пожарскому» Печать

11 октября сотрудники межпоселенческой центральной библиотеки организовали встречу с историей «Свидетель боевой славы: памятники Минину и Пожарскому»  для учащихся 6-7 классов школы-интерната VIII вида.

Перед Собором Василия Блаженного стоит одна из «визитных карточек» Москвы — памятник Минину и Пожарскому работы скульптора Ивана Петровича Мартоса.

В преддверии Дня народного единства, сотрудники библиотеки рассказали о том, чем знамениты нижегородский посадский человек Козьма Минин и князь Дмитрий Пожарский. Ребята узнали о том, что в 1612 году, четыреста лет назад, в тяжелое для Московского царства время, они возглавили борьбу с интервентами: организовали народное ополчение, созывали служилых людей и начали сбор средств для снаряжения ратников. Минин и Пожарский спасли русскую землю от польских и шведских захватчиков, заручившись поддержкой всего русского народа.

С предложением начать сбор средств на постройку памятника выступили еще в 1803г. члены Вольного общества любителей словесности, наук и художеств. Но Отечественная война 1812г. на несколько лет отсрочила реализацию этого проекта. Работы по созданию памятника Минину и Пожарскому начались в конце 1811г., отливка памятника состоялась 5 августа 1816г.

Ученики школы-интерната узнали, что по первому проекту Мартоса оба героя должны были стоять на постаменте во весь рост. Это вызвало недовольство государственных лиц: как можно, чтобы мужик стоял рядом с князем! Пришлось Мартосу князя усадить, но при этом скульптор не погрешил против правды: князь Пожарский действительно получил в бою тяжелые раны, и потому на памятнике он сидит, осторожно вытянув больную ногу, и слушая призыв Минина на ополчение.

Торжественное открытие памятника состоялось 20 февраля 1818г. Первоначально он был установлен почти в центре Красной площади. Но в 1931г. памятник посчитали помехой для демонстраций и парадов боевой техники и передвинули к собору Василия Блаженного.

Монумент на Красной площади, возможно, лучшее творение Мартоса. И, вероятно, поэтому он в одном из барельефов поместил автопортрет. Это крайняя слева фигура отца, отдающего своих сыновей в ополчение на первом барельефе. Кстати, эта сцена автобиографична, так как сын скульптора добровольцем пошел в армию во время Отечественной войны 1812г.