'

Карта сайта

Литературно-театральная гостиная «Легенда камерного театра» PDF Печать E-mail

23 октября участники клуба «Надежда» вновь пришли в Межпоселенческую центральную библиотеку, чтобы познакомиться с актрисой Камерного театра, народной артисткой РСФСР, создательницей образов трагедийно-героического характера, а также комедийного плана, ученицей К. Станиславского Алисой Георгиевной Коонен.

На московском театральном небосводе 1920-1940-х годов звезда Алисы Коонен была одной из самых ярких.

Она была не просто великой трагической актрисой. Кажется, последней в России, хотя в ней не было ни грамма русской крови. Вплоть до 1934 г. она являлась подданной бельгийского королевства. Тем не менее, всю свою жизнь посвятила России.

С детства Алиса вобрала в себя русскую культуру. Прославилась в Малом театре. Она раскрыла нам в Федре красоту Расина, для нас такого далекого и такого непонятного. Она играла и американку в пьесе «Машиналь», и ирландскую крестьянку в пьесе «Любовь под вязами», и комиссара в «Оптимистической трагедии» Вс. Вишневского. Даже эту ходульную советскую пьесу она сумела поднять до уровня Шекспира. И правильно делал руководитель и великий режиссёр Камерного театра Александр Яковлевич Таиров (ее муж и друг), что показывал ее всегда на сером фоне (знаменитые таировские «сукна»). Ей не нужны были декорации, не нужно было лиловое платье. Ей не нужно было никаких украшений; ей нужна была только рама.

Союз Коонен и Таирова был долгим и счастливым. Он длился до тех пор, пока не ликвидировали Камерный театр. Таиров не выдержал потери и вскоре умер. Последние годы актрисы были одинокими и трудными.

Завершающим этапом творчества Коонен в стенах родного театра стали две роли из русского классического репертуара в спектаклях, поставленных в 1944: Нина Заречная в «Чайке» А.П. Чехова и Кручинина в «Без вины виноватые» А.Н.Островского. Роли объединялись единой темой, не только несчастливой, трагичной, сломанной любви, но, главным образом, темой высокого служения искусству театра, освещенного большой верой в человека.

Коонен пережила его почти на 20 лет, но уже ни в одном театре не служила. Только редкие творческие вечера, на которых гостям представлялись аудиозаписи ее спектаклей, участие в литературно-музыкальных композициях доставляли радость стареющей актрисе.

Она выступала с концертами, исполняла отрывки и композиции из прежнего репертуара, а также новые поэтические циклы на стихи Блока, Пушкина, Тургенева, написала книгу «Страницы жизни». Цитаты из дневника Алисы Коонен зачитывала Л.В. Савенко.

Коонен жила в окружении интереснейших людей: Станиславский, Немирович-Данченко, Качалов, Леонид Андреев, Блок, Айседора Дункан и многие другие актеры, художники, музыканты, живые портреты которых даны в книге.

Алиса Коонен умерла 20 августа 1974 года.  Ей было 85 лет.

За возможность посвятить всю свою жизнь театру Алиса Коонен была готова на всё, и судьба не преминула выставить ей счет. За громкие овации и любовь публики она заплатила годами одиночества. Не разделяя театр и жизнь, она сыграла яркую трагическую роль, оставшись в памяти зрителей легендой Камерного театра.

В 2004 г. вышел трёхсерийный биографический фильм «Смерть Таирова» режиссёра Бориса Бланка, рассказывающий о последних годах жизни знаменитого советского режиссёра Александра Таирова. Таирова играл Казаков, а Коонен - Алла Демидова! А кто же ещё мог сыграть Коонен?!

 
SiteBalakovo.ru - Мы занимаемся созданием сайтов и их раскруткой