Час сообщений «Художники-иллюстраторы Библии» Печать

3 марта в межпоселенческой центральной библиотеке прошел час сообщений «Художники – иллюстраторы Библии», на котором присутствовали ученики Воскресной Учебно-воспитательной группы «Девора Свято-Троицкого храма г. Балаково», преподаватели и родители воспитанников.

Библия дошла до нас сквозь толщу веков. В течение двух тысячелетий весь мир воспитывается на преданиях и притчах, сказаниях взятых из Библии. Великие художники мира, начиная со средних веков и до нашего времени, отображали в своих картинах библейские сюжеты. Библейские темы – это извечные темы, дающие художникам огромные возможности для проявления своего таланта. Для погружения в тему, собравшимся были показаны слайды, на которых, в хронологической последовательности событий, через картины известных художников – Рембранта, А, Иванова, Н. Ге, И. Репина, В. Поленова, И. Глазунова, П. Брейгеля и других  –  был представлен весь Новый завет.

Далее речь шла о том, кто и как иллюстрировал Библию на протяжении нескольких столетий. Ребята в ходе мероприятия смогли увидеть иллюстрации к Библии, созданные в V, VI, VII веках.

Присутствующим было рассказано и еще об одном древнейшем способе изготовления книг – штампы или ксилография. С помощью ксилографии размножаются рисунки и тексты, зеркальное рельефное отображение которых гравируется на деревянной доске. Полученная таким образом форма покрывается краской, накладывается на бумагу, а затем, из полученных оттисков собирается книга.

Переходом к рассказу об иллюстрировании книг, иллюстрациях Библии, стал небольшой экскурс в прошлое – сообщение о появлении книгопечатания в 15 веке. Немецкий первопечатник Иоганн Гутенберг в середине 1440-х годов создал способ книгопечатания подвижными литерами, оказавший огромное влияние не только на европейскую культуру, но и на всемирную историю.

О теории оформления книг заговорили в XVI веке, когда вышли первые труды о построении шрифтов и их пропорциях. Одним из первых авторов такого рода сочинений (называлась книга «Руководство к измерению циркулем и линейкой»), стал Альбрехт Дюрер,  великий немецкий рисовальщик, гравер, теоретик искусства и, в том числе, один из первых иллюстраторов Библии.

Дюрер выразил в серии гравюр «Апокалипсис» (1498), в художественном языке которой органично слились приемы немецкого позднеготического и итальянского ренессансного искусства. Раньше издания Библии сопровождались только небольшими иллюстрациями. Дюрер сделал свои гравюры полосными. Изумительная точность графического языка, тончайшая разработка световоздушных отношений, ясность линии и объема, сложнейшая философская подоснова содержания отличали работы Дюрера.

Еще один признанный великим иллюстратор Библии - Юлиус Шнорр фон Карольсфельд. Важнейшим трудом его сделалось издание «Библии в картинах» («Die Bibel in Bildern»). Это издание, вышедшее в свет в 1852—1860 гг. (в Лейпциге), доставило художнику обширную популярность не только во всех краях Германии, но и в других странах; оно содержит в себе 240 его рисунков, гравированных на дереве.

Бесспорное первенство и звание величайшего иллюстратора можно по праву отдать Гюставу Доре. Французский художник Гюстав Доре (1832-1883) на протяжении своей жизни создал сотни изысканных иллюстраций к сюжетам библейских рассказов. Его иллюстрации использовались в различных изданиях Библии на разных языках в Европе ХІХ века, а позже в странах Северной и Южной Америки. Шестидесятые годы XIX века – наиболее плодотворный период творчества Доре. В 1866 году была издана знаменитая двухтомная Библия с 230 гравюрами. При создании образа Христа были использованы сотни вариантов, прежде чем художник нашел свой, прекрасный  и светлый образ Спасителя.

В завершении мероприятия, ребятам было предложено самими создать, пусть небольшую,  но свою Библию, с одним изречением, взятым из нее и с чистыми страницами, на которых можно создать свои иллюстрации, выразить свое видение библейский сюжетов. Книги были выполнены в технике оригами.

Общее впечатление от мероприятия – положительное.