5 ноября |
Павел Кузнецов родился 5
ноября 1878 г. в Саратове в семье иконописца. Когда художественные наклонности мальчика ясно
определились, он поступил в «Студию живописи и рисования» при Саратовском
обществе любителей изящных искусств, где занимался в течение нескольких лет
(1891-1896 гг.) под руководством В.В. Коновалова и Г.П. Сальвини-Баракки. Встреча
с В.Э. Борисовым-Мусатовым оказала
серьёзное воздействие, не только на Кузнецова, но и на всю саратовскую
художественную молодежь. В 1897 г. блестяще выдержал вступительные экзамены в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Учился:
сначала у А.Е. Архипова, потом у К.А. Коровина и В.А. Серова. Учёба дала круг друзей и
единомышленников, позже сформировавших художественное объединение «Голубая роза». В 1902 г. сблизился с В.Я. Брюсовым и символистами. Сотрудничал с изданиями символистского толка:
журналами «Искусство», «Золотое руно», входил в объединение «Мир искусства». В 1902 г. Кузнецов совместно с К.С. Петровым-Водкиным и П.С. Уткиным расписали церкви Казанской Божьей Матери в Саратове. В 1904 г. Кузнецов был одним из организаторов выставки «Алая
роза», а также принял деятельное участие в формировании художественного
объединения «Голубая роза», окончательно определившимся после одноимённой
выставки в 1907 г. В 1906 г. по приглашению Сергея Дягилева ездил в Париж, где посещал частные художественные студии и его работы
приняли участие в выставке русского искусства, по результатам которой Кузнецов
был избран членом Осеннего Салона (пожизненно). Был членом объединений «Мир искусства», «Союз русских художников», «Четыре искусства». В конце 1900-х в творчестве художника наступил кризис.
Начались повторы, казалось, что мастер исчерпал себя. Но предприняв поездки в Заволжские степи (1911-1912) и Среднюю Азию (1912-1913),
творческий гений Кузнецова вновь взлетает ввысь, ещё выше, чем в
«голуборозовский» период. В годы революции принимал участие в издании журнала «Путь
освобождения», вёл педагогическую работу, заведовал секцией живописи в отделе
ИЗО Наркомпроса (1919-1924). Создаёт новые вариации
восточных мотивов, в которых заметно влияние древнерусской живописи, пишет
прекрасные портреты жены Е.М. Бебутовой (1921-1922 гг.), оформляет литографские
серии «Туркестан» и «Горная Бухара» (1922-1923 гг.). В 1923 году по командировке Наркомпроса побывал с
персональной выставкой в Париже (ездил совместно с Е.М. Бебутовой), после чего
появляются знаменитые «Парижские комедианты». Творческие открытия принесли поездки художника в Крым и на
Кавказ (1925-1929 гг.). Работы конца 1920 – начала 1930-х были последним, третьим
пиком взлёта творчества Кузнецова. Организатор и председатель художественного общества «Четыре
искусства» (1924-1931). 1928
– заслуженный деятель искусств РСФСР. В 1917-37, 1945-48 преподавал в Московском институте
изобразительных искусств и других институтах. Три последних десятилетия жизни
не переставал активно работать, в основном, в жанре пейзажа и натюрморта. Часть
этих работ находится в собрании Саратовского государственного художественного
музея им. А.Н. Радищева. Скончался в Москве 21 февраля 1968 года. |